Воображение, неопределённость и бизнес-стратегии российских компаний в сфере медицинской техники
Аннотация
Инновации в высокотехнологической сфере часто понимают как то, что создаёт новые миры и траектории развития и порождает неопределённо-сти. В данной работе рассмотрены различные теоретические подходы к появлению креативности в предпринимательской деятельности в условиях разных типов неопределённости. Показаны недостатки классических те-орий экономического поведения для объяснения возникновения инноваций и представлены альтернативные теории, объясняющие действия инновато- ров, ожиданиями и воображением. Воображение в социально-технических системах представлено подходами экономической науки и исследований науки и техники (Science & Technology Studies — STS). На основе интервью с руководителями компаний, производящих разработки для рынка медицин-ской техники в России, проанализировано, какой тип ожиданий и (или) во-ображения оказывается вписан в их бизнес-стратегии, а также изучены неопределённости разного типа, с которыми сталкиваются предпринима-тели в отрасли инноваций для здоровья. В результате исследования были выделены четыре бизнес-стратегии предпринимателей в технологической сфере: сторонники малых дел; рево-люционеры; конформисты и изоляционисты. В качестве основной гипоте¬зы работы рассматривался тезис о том, что в условиях высокого уровня неопределённости требуются иные, нежели предполагается классически¬ми теориями предпринимательства, механизмы мотивации для работы компаний в сфере высоких технологий. В качестве таковых, как и в других странах с инновационной экономикой, рассматривается воображение, ко-торое стимулирует деятельность предпринимателя, несмотря на неопре-делённости, связанные с инновационностью продукта и рынков. Однако в случае неопределённости в правилах воображение в рассмотренных кейсах оказывается вне приоритетов, что ведёт к минимизации инновационно- сти разрабатываемой технологии.