Проблема определения сущности денег в современной экономической социологии: между государством и доверием
Аннотация
В фокусе внимания авторов обзора находится дискуссия о сущности де¬нег, одна из центральных в современной социологии денег. Актуальность дискуссии обусловлена недостатками неоклассического анализа денег, рас-сматриваемого на примере концепции К. Менгера, который не может объ-яснить ни то, каким образом деньги становятся общераспространённы¬ми, то есть начинают выполнять функцию меры стоимости, ни проблему неопределённости денег, связанную с отсутствием особой информации о денежных трансакциях. Недостаток неоклассического анализа заключа¬ется в том, что он рассматривает характеристики конкретных форм денег (money-stuff), в то время как сущностные аспекты денег остаются неисследованными. В обзоре рассматриваются теоретические решения Н. Додда и Дж. Ингэма, актуализирующие данные вопросы, при этом важ-нейшее внимание уделяется идеям классиков в данной области — работам Дж. М. Кейнса и Г. Зиммеля. Теоретический анализ, затрагивающий про-блему сущности денег (а также связанные с ней вопросы информационной неопределённости), можно найти уже в «Философии денег» Г. Зиммеля; у него же есть два потенциальных её решения — с помощью государства или доверия. Дж. Ингэм развивает идею центральной роли государства в создании денег (money as account), а Н. Додд считает, что центральным фактором является доверие к деньгам. У этих авторов мы найдём базовую метафору денег как идеи — процесса, укоренённого в обществе, — в про-тивоположность товарной метафоре денег К. Менгера. Основной тезис обзора заключается в том, что метафора денег как идеи связана с выде-лением меры стоимости в качестве главной функции денег, в то время как товарной метафоре соответствует выделение функции средства обме¬на в качестве ключевой. При этом современными теоретиками вводится различение между деньгами как социальными отношениями вообще и кон-кретными денежными формами. В работе отмечены сходства в теорети-ческих позициях Дж. Ингэма и Н. Додда, а также их различия.