Разум vs. чувства: возникновение новой экологии выбора в романтической сфере индивида
Рецензия на книгу: Иллуз Е. 2020. Почему любовь ранит? Социологическое объяснение. Перев. с англ. С. В. Сидоровой. Москва; Берлин: Директмедиа Паблишинг. 400 с.
Аннотация
Ева Иллуз в книге «Почему любовь ранит? Социологическое объяснение» пишет о последствиях модернизма, которые отразились на романтической сфере индивида. Согласно представлениям автора рецензируемой книги, институты модерна привели к тому, что идеи индивидуализма, самореализации, политической эмансипации, независимости и свободного выбора сильно изменили представление личности о том, какими могут быть романтические отношения. Современные формы жизни породили «новую экологию выбора», для которой предпочтения и вкус перестали быть определяющими факторами при отборе партнёра, из-за переориентации на культуру потребления и сексуальность. Иллуз аргументирует свою точку зрения, опираясь на работы известных социологов, а также эмпирическим материалом. Она анализирует жизненный уклад и романтические отношения людей в английских романах XIX века и современных, книги по самопомощи, справочники об отношениях, о свиданиях, браке и разводе, сайты знакомств, сериалы и ток-шоу, еженедельную рубрику «Современная любовь» в газете «The New York Times», а также данные 70-ти интервью с мужчинами и женщинами в возрасте 25–67 лет, имеющими высшее образование, из трёх мегаполисов стран Европы, США и Израиля. В выборку вошли одинокие люди, отвечающие трём параметрам: никогда не состояли в браке; состояли в браке, но находятся в разводе и на данный момент одиноки; женатые и замужние. Сравнивая эти группы, Е. Иллуз пытается реконструировать представления о романтических отношениях с точки зрения традиционной культуры и современности. Цель автора — показать, как изменились взгляды в обществе модерна к любви, к браку, к «любовным страданиям» и отношениям людей в целом. Также Иллуз проблематизирует идею брачных рынков Гэри Беккера, эксплицируя на них идеи Пьера Бурдьё. Она пишет о кризисе семейных отношений и об изменчивости природы супружеских обязательств, вызванных деинституционализацией брака и индивидуализированным образом жизни.