Конструирование ценности онлайн-курсов дополнительного профессионального образования. На примере онлайн-отзывов потребителей образовательной платформы

  • Дарья Дубинина
  • Эллина Манукян
  • Анастасия Марченко
  • Екатерина Пилипенко
Ключевые слова: непрерывное образование, рынок онлайн-образования, платформенная экономика, критерии качества, сингулярное благо, мультиатрибутивная модель товара, отзывы потребителей, смешанные методы (mixeed methods)

Аннотация

Начиная с 2016 г. в России стремительно развивается рынок онлайн-образования, а в обществе набирает популярность концепция непрерывного образования (lifelong learning). Вместе с этим растёт распространённость платформ как новой хозяйственной организации, что приводит к противоречию между стандартизацией предоставляемых услуг и желанием удержать потребителя на платформе. В связи с этим можно поставить проблему определения потребительской ценности онлайн-курсов, заключающейся в сцеплённости критериев качества, как сингулярного блага. Однако на фоне стандартизации стоит говорить о присутствии сингулярности не в функциональной полезности товара (ядро), а в дополнительных услугах (периферия) в рамках модели мультиатрибутивного товара Ж.-Ж. Ламбена. Таким образом, ставится цель определить ценность онлайн-курсов дополнительного профессионального образования (ДПО) для учащихся. Для её достижения применяется стратегия смешанных методов (mixed methods research), предполагающая синтез контент-анализа онлайн-отзывов учащихся на сайте Skillbox (N = 300) для определения критериев качества онлайн-курсов и проведение полуструктурированных интервью с потребителями (N = 16) для интерпретации полученных критериев. Исходная гипотеза исследования предполагала содержание сингулярности в ядре товара, где критерии качества формата, качества содержания и взаимодействия с преподавателем сцеплены. При этом на этапе выбора образовательной услуги потребителем может быть определен приоритетный критерий, на основании чего выстраивается классификация потребителей. Однако в условиях стандартизации и размещения продуктов на платформе распределение сингулярности наблюдается и на периферии мультиатрибутивной модели товара. В результате были выделены три группы потребителей: сторонники (1) неразборчивого обучения; (2) избирательного обучения, ориентированные на дополнительные услуги (периферия), предоставляемые платформой; (3) избирательного обучения, ориентированные на функциональную полезность (ядро) образовательного продукта. Полученные результаты будут полезны для разработки цифровых продуктов на рынке образовательных услуг, так как представлена классификация потребителей, учитывающая логику выбора и приоритетный критерий качества товара в платформенной экономике.

Биографии авторов

Дарья Дубинина

Центр социального проектирования Платформа». Адрес: 119019, Россия, г Москва, Гоголевский бульвар, д. 17, стр. 1

Эллина Манукян

Руководитель отдела маркетинга ООО «Аморе» Адрес: 121108, Россия г. Москва, ул. Ивана Франко, д. 4.

Анастасия Марченко

Стажёр-исследователь кафедры методов сбора и анализа социологической информации Национальный
исследовательский университет «Высшая школа экономики». Адрес: 101000, Россия, г Москва. ул. Мясницкая, д. 20.

Екатерина Пилипенко

Cтажёр-исследователь  Лаборатории экономико-социологическихисследований, Национальный
исследовательский университет «Высшая школа экономики». Адрес: 101000, Россия, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20.

Опубликован
2023-02-01
Как цитировать
ДубининаД., МанукянЭ., МарченкоА., & ПилипенкоЕ. (2023). Конструирование ценности онлайн-курсов дополнительного профессионального образования. На примере онлайн-отзывов потребителей образовательной платформы. Экономическая социология, 24(1), 106-132. извлечено от https://tpjournal.hse.ru/index.php/ecsoc/article/view/16805
Раздел
Дебютные работы