Почему граждане гордятся страной?
Роль СМИ и восприятия внешних угроз в формировании национальной гордости в России
Аннотация
Национальная гордость была определена как важнейший путь к достижению индивидуального поведения, желаемого правительством. В данном исследовании рассматривается следующий вопрос: почему одни граждане больше гордятся своей страной, чем другие? Различаются ли источники национальной гордости? Для поиска ответов на эти вопросы автор обратился к данным 7-й волны социологического опроса «Всемирный обзор ценностей» (выборка составила 1672 респондента). В статье основное внимание уделено исследованию влияния новостного контента и угрозы войны на общую национальную гордость. Автор опирается на концепцию авторитарной публичной сферы, «сплочения вокруг флага», а также на теорию социального доминирования. На основе регрессионного анализа сделан вывод, что просмотр ТВ-новостей позитивным образом воздействует на уровень патриотизма. Результатом исследования стал тезис о том, что обеспокоенность граждан внешней угрозой увеличивает степень гордости. Автор утверждает, что влияние контента социальных сетей оказалось статистически незначимым. Отмечено, что влияние части детерминант статистически значимо и находится на уровне 10%: (1) обращение к новостному контенту в Интернете приводит к уменьшению национальной гордости; (2) у более возрастных граждан уровень патриотизма выше. Показано, что уровень общей национальной гордости у национальных меньшинств в России выше, чем у русских. Изучение национальной гордости имеет важное практическое значение, так как понимание факторов, которые способствуют формированию механизмов влияния на отношение граждан к своей стране, не только улучшит теоретическое понимание национальной гордости и её последствий, но и поможет государственным учреждениям выбирать наиболее эффективные инструменты коммуникации.